Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2019
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 9964

Централизованное тестирование по биологии, 2019

1.  
i

Ука­жи­те, эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ка­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ский объ­ект, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке:

1) кле­точ­но­го;
2) мо­ле­ку­ляр­но­го;
3) ор­га­низ­мен­но­го;
4) био­це­но­ти­че­ско­го.
2.  
i

Пе­ре­ход двух­ва­лент­но­го же­ле­за в трех­ва­лент­ное в ре­зуль­та­те жиз­не­де­я­тель­но­сти живых ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся при­ме­ром про­яв­ле­ния ... функ­ции жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры:

1) га­зо­вой;
2) энер­ге­ти­че­ской;
3) кон­цен­тра­ци­он­ной;
4) окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ной.
3.  
i

Ука­жи­те функ­ци­о­наль­ную груп­пу, в ко­то­рую вхо­дит ор­га­низм, про­пу­щен­ный в сле­ду­ю­щей цепи пи­та­ния:

кедр → жук-ко­ро­ед →... → ку­ни­ца.

1) про­ду­цен­ты;
2) ре­ду­цен­ты I по­ряд­ка;
3) кон­су­мен­ты I по­ряд­ка;
4) кон­су­мен­ты II по­ряд­ка.
4.  
i

Раз­мно­же­ние при по­мо­щи ви­до­из­ме­нен­ных по­бе­гов  — это спо­соб:

1) фраг­мен­та­ции;
2) по­ло­во­го раз­мно­же­ния;
3) ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния;
4) ди­пло­ид­но­го пар­те­но­ге­не­за.
5.  
i

В ядре со­ма­ти­че­ской клет­ки три­п­ло­ид­но­го куль­тур­но­го рас­те­ния в норме может быть... хро­мо­сом(-а):

1) 20;
2) 21;
3) 38;
4) 50.
6.  
i

Наи­бо­лее вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью об­ла­да­ет вид трес­ки (рыба се­мей­ства Трес­ко­вые), раз­ви­тие яиц

и вы­луп­ле­ние мо­ло­ди у ко­то­ро­го воз­мож­но в сле­ду­ю­щем диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур:

1) 0,5−1,5 °С;
2) 1−1,2 °С;
3) 1,1−1,9 °С;
4) 2−2,5 °С.
7.  
i

В не­боль­шом во­до­е­ме в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни оби­та­ют около 9500 ин­фу­зо­рий. Эти дан­ные ха­рак­те­ри­зу­ют ... по­пу­ля­ции:

1) плот­ность;
2) чис­лен­ность;
3) удель­ную рож­да­е­мость;
4) ско­рость роста чис­лен­но­сти.
8.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты:

а)  про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца руки осталь­ным; б) три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе; в) на­ли­чие мо­лоч­ных, саль­ных и по­то­вых желез; г) на­ли­чие у эм­бри­о­на осе­во­го ске­ле­та, пред­став­лен­но­го хор­дой;

д)  диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на резцы, клыки и ко­рен­ные.

1) а, б, в;
2) а, в, д;
3) 6, г, д;
4) толь­ко а.
9.  
i

У че­ло­ве­ка на­ли­чие вес­ну­шек (D) до­ми­ни­ру­ет над их от­сут­стви­ем (d), сво­бод­ная мочка уха (F)  — над срос­шей­ся (f).

У ро­ди­те­лей с вес­нуш­ка­ми и сво­бод­ной моч­кой уха ре­бе­нок без вес­ну­шек и со срос­шей­ся моч­кой уха. Ука­жи­те

ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

1) DdFf и ddff;
2) DdFf и Ddff;
3) DdFF и DDFf;
4) DdFf и DdFf.
10.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра, общая схема дей­ствия ко­то­рой по­ка­за­на на ри­сун­ке:

а)  сред­нее зна­че­ние нормы ре­ак­ции при­зна­ка оста­ет­ся кон­стант­ным; б) спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию су­ще­ству­ю­ще­го вида; в) за­креп­ля­ет новые адап­тив­ные ге­но­ти­пы в по­пу­ля­ции; г) вы­зы­ва­ет сме­ще­ние ва­ри­а­ци­он­ной кри­вой при­зна­ка в кон­крет­ном на­прав­ле­нии; д) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков.

1) а, б, д;
2) а, в;
3) 6, г, д;
4) в, г.
11.  
i

Био­тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом яв­ля­ет­ся:

1) мытье рук перед едой;
2) опре­де­ле­ние уров­ня хо­ле­сте­ри­на в крови че­ло­ве­ка;
3) дез­ин­фек­ция сто­ло­вых при­бо­ров со­до­вым рас­тво­ром;
4) про­из­вод­ство пи­ще­вых про­дук­тов с по­мо­щью мик­ро­ор­га­низ­мов.
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) в про­фа­зе мей­о­за I про­ис­хо­дит конъ­юга­ция го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом;
2) мейоз обес­пе­чи­ва­ет рост мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов, ре­ге­не­ра­цию тка­ней и ор­га­нов;
3) в те­ло­фа­зе мей­о­за II пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки;
4) со­дер­жа­ние ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла в клет­ке во время ме­та­фа­зы мей­о­за II — 1n1с (п — набор хро­мо­сом, с — ко­ли­че­ство хро­ма­тид).
13.  
i

Путем эк­зо­ци­то­за осу­ществ­ля­ет­ся:

1) по­гло­ще­ние жел­точ­ных бел­ков яй­це­клет­кой;
2) сек­ре­ция фер­мен­тов клет­ка­ми слюн­ных желез;
3) за­хват и по­гло­ще­ние клет­ка­ми твер­дых ча­стиц;
4) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот из пер­вич­ной мочи по­чеч­ны­ми ка­наль­ца­ми.
14.  
i

В от­ли­чие от кол­ла­ге­на трип­син:

а)  имеет тре­тич­ную струк­ту­ру; б) при на­гре­ва­нии де­на­ту­ри­ру­ет; в) вы­пол­ня­ет струк­тур­ную функ­цию;

г)  яв­ля­ет­ся фер­мен­том; д) в своем со­ста­ве со­дер­жит азот.

1) а, б, в;
2) а, г;
3) б, в, г;
4) г, д.
15.  
i

Дан спи­сок по­ня­тий, три из ко­то­рых можно от­не­сти к од­но­му био­хи­ми­че­ско­му про­цес­су в клет­ке:

а)  НАДФ · Н+Н+; б) кри­сты; в) пеп­тид­ная связь; г) пи­ро­ви­но­град­ная кис­ло­та; д) кис­ло­род.

Опре­де­ли­те, что это за про­цесс и какие два по­ня­тия не­по­сред­ствен­но к нему не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — б, в;
2) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — г, д;
3) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — а, в;
4) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — в, г
16.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским

до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:

1) кры­лья моли и кры­лья во­ро­бья;
2) соч­ные ли­стья алоэ и усики го­ро­ха;
3) стру­чок редь­ки и ко­ро­боч­ка тюль­па­на;
4) лег­кое со­ро­ки и пла­ва­тель­ный пу­зырь ка­ра­ся.
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый;
2) плес­не­вый;
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый;
4) шля­поч­ный съе­доб­ный.
18.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 9 обо­зна­че­на(-о):

1) рыль­це пе­сти­ка;
2) пыль­ник;
3) ча­шеч­ка;
4) за­вязь.
19.  
i

Пе­ри­дер­ма от­но­сит­ся к ... тка­ням рас­те­ний:

1) по­кров­ным;
2) про­во­дя­щим;
3) ме­ха­ни­че­ским;
4) об­ра­зо­ва­тель­ным.
20.  
i

Ти­мо­фе­ев­ка лу­го­вая:

1) от­но­сит­ся к кор­мо­вым рас­те­ни­ям;
2) на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си не про­из­рас­та­ет;
3) яв­ля­ет­ся рас­про­стра­нен­ной бо­бо­вой куль­ту­рой;
4) за­не­се­на в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.
21.  
i

Ука­жи­те эко­ло­ги­че­скую груп­пу птиц, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся ку­куш­ка обык­но­вен­ная:

1) птицы лесов;
2) птицы от­кры­тых про­странств;
3) птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов;
4) во­до­пла­ва­ю­щие и око­ло­вод­ные птицы.
22.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ля­гуш­ки озер­ной:

а)  по­зво­ноч­ник со­сто­ит из че­ты­рех от­де­лов: шей­но­го, ту­ло­вищ­но­го, крест­цо­во­го и хво­сто­во­го; б) ор­га­ны

вы­де­ле­ния  — та­зо­вые почки; в) пи­ще­вод в ниж­ней части рас­ши­рен и об­ра­зу­ет зоб: г) глаза за­щи­ще­ны по­движ­ны­ми ве­ка­ми и ми­га­тель­ной пе­ре­пон­кой; д) в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ли­чи­ноч­ная ста­дия.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, д.
23.  
i

Ука­жи­те при­знак, не ха­рак­тер­ный для пред­ста­ви­те­лей от­ря­да Че­шуе­кры­лые:

1)  тра­хей­ное ды­ха­ние;

3)  име­ют­ся две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев;

2)  раз­ви­тие с не­пол­ным ме­та­мор­фо­зом;

4)  у взрос­лых осо­бей ро­то­вой ап­па­рат со­су­щий.

1) тра­хей­ное ды­ха­ние;
2) име­ют­ся две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев;
3) раз­ви­тие с не­пол­ным ме­та­мор­фо­зом;
4) у взрос­лых осо­бей ро­то­вой ап­па­рат со­су­щий.
24.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) спи­рил­лы — это про­ка­ри­о­ты спи­ра­ле­вид­ной формы;
2) бак­те­рии яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов че­ло­ве­ка и жи­вот­ных;
3) са­про­тро­фы — это бак­те­рии, пи­та­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мерт­вых тел;
4) у бак­те­рий ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал пред­став­лен, как пра­ви­ло, коль­це­вой мо­ле­ку­лой ДНК.
25.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме пе­ре­ме­ще­ния воды в корне по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

кора корня → цен­траль­ный ци­линдр → ?

1) со­су­ды;
2) ри­зо­дер­ма;
3) кор­не­вой чех­лик;
4) кор­не­вой во­ло­сок.
26.  
i

Плод боб в от­ли­чие от кры­лат­ки:

а)  сухой; б) вскры­ва­ю­щий­ся; в) од­но­се­мян­ный; г) имеет око­ло­плод­ник, срос­ший­ся с ко­жу­рой се­ме­ни.

1) а, в;
2) б, г;
3) толь­ко б;
4) толь­ко в.
27.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных рас­те­ний три имеют одну и ту же жиз­нен­ную форму. Ука­жи­те «лиш­нее» рас­те­ние, для

ко­то­ро­го эта жиз­нен­ная форма не ха­рак­тер­на:

1) ка­ли­на;
2) ле­щи­на;
3) чер­ни­ка;
4) кру­ши­на.
28.  
i

Ука­жи­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

а)  зе­ле­ные мхи укреп­ля­ют­ся в почве при по­мо­щи ри­зо­и­дов; б) сфаг­ну­му и щи­тов­ни­ку для опло­до­тво­ре­ния

не­об­хо­ди­мо на­ли­чие воды; в) у всех спо­ро­вых рас­те­ний ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том;

г)  па­по­рот­ни­ки вы­ра­щи­ва­ют­ся как де­ко­ра­тив­ные рас­те­ния в по­ме­ще­ни­ях и в от­кры­том грун­те; д) лист ку­куш­ки­но­го льна и ор­ля­ка со­сто­ит из од­но­го слоя кле­ток двух видов: одни  — живые, зе­ле­ные, дру­гие  — мерт­вые, бес­цвет­ные, во­до­нос­ные.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г,д;
4) 6, в, д.
29.  
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­ля:

а)  отряд Сель­де­об­раз­ные  — сар­ди­на; б) отряд Кар­по­об­раз­ные  — жер­лян­ка; в) отряд Че­шуй­ча­тые  — кай­ман;

г)  отряд На­се­ко­мо­яд­ные  — вы­ху­холь; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — зебра.

1) а, б, г;
2) а, г, д;
3) 6, в, д;
4) в, г, д.
30.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка (I) и без­зу­б­ки (II):

а)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — ме­та­неф­ри­дии; б) жа­бер­ное ды­ха­ние; в) на­ли­чие кожно-му­скуль­но­го мешка;

г)  филь­тра­ци­он­ный спо­соб пи­та­ния; д) ство­ло­вая нерв­ная си­сте­ма; е) слепо за­мкну­тый ки­шеч­ник.

1) I — а, в, г; II — д, е;
2) I — а, д; II — б, г, е;
3) I — б, в, е; II — г, д;
4) I — в, д, е; II — б, г.
31.  
i

Ске­лет пояса верх­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка вклю­ча­ет:

1) клю­чи­цу;
2) кости пясти;
3) лок­те­вую кость;
4) пле­че­вую кость.
32.  
i

Лей­ко­ци­ты  — это фор­мен­ные эле­мен­ты крови че­ло­ве­ка, ос­нов­ной функ­ци­ей ко­то­рых яв­ля­ет­ся:

1) свер­ты­ва­ние крови;
2) транс­порт кис­ло­ро­да;
3) пе­ре­нос уг­ле­кис­ло­го газа;
4) за­щи­та от ин­фек­ций, чу­же­род­ных бел­ков, ино­род­ных тел.
33.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, вер­ное в от­но­ше­нии ды­ха­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

1) дав­ле­ние в плев­раль­ной по­ло­сти в норме выше ат­мо­сфер­но­го;
2) щи­то­вид­ный хрящ есть толь­ко у муж­чин, он вы­сту­па­ет впе­ред и об­ра­зу­ет кадык;
3) над­гор­тан­ник — хрящ ли­сто­вид­ной формы, ко­то­рый при гло­та­нии за­кры­ва­ет вход в гор­тань;
4) ды­ха­тель­ный объем — это объем воз­ду­ха, ко­то­рый че­ло­век может до­пол­ни­тель­но вы­дох­нуть после спо­кой­но­го вы­до­ха.
34.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пи­ще­во­да че­ло­ве­ка:

а)  со­еди­ня­ет ро­то­вую по­лость с глот­кой и но­со­вую  — с гор­та­нью; б) пред­став­ля­ет собой мы­шеч­ную труб­ку

дли­ной около 25 см; в) в него от­кры­ва­ют­ся про­то­ки трех пар круп­ных пи­ще­ва­ри­тель­ных желез; г) ос­нов­ная

функ­ция  — про­дви­же­ние пи­ще­во­го комка; д) в нем про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов.

1) а, б, д;
2) а, в, д;
3) б, г;
4) в, г.
35.  
i

Опре­де­ли­те слой кожи че­ло­ве­ка по опи­са­нию:

при­ле­га­ет к дерме (соб­ствен­но кожа); со­сто­ит из де­ля­щих­ся кле­ток; в нем вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся и на­кап­ли­ва­ет­ся ме­ла­нин.

1) дерма;
2) рост­ко­вый слой эпи­дер­ми­са;
3) ро­го­вой слой эпи­дер­ми­са;
4) под­кож­ная жи­ро­вая клет­чат­ка.
36.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для струк­тур­но­го эле­мен­та нефро­на, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке циф­рой 1:

а)  из него моча по­сту­па­ет в по­чеч­ную ло­хан­ку; б) опле­тен пер­вич­ны­ми ка­пил­ля­ра­ми;

в)  со­дер­жит ко­неч­ную мочу; г) обес­пе­чи­ва­ет филь­тра­цию плаз­мы крови.

1) а,б;
2) а, в;
3) в, г;
4) толь­ко а.
37.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, свя­зан­ное с ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

фо­то­ре­цеп­то­ры → зри­тель­ный нерв = ре­цеп­тор­ные клет­ки эпи­те­лия но­со­вых ходов  — ?

1) про­вод­ни­ко­вый отдел обо­ня­тель­ной сен­сор­ной си­сте­мы;
2) пе­ри­фе­ри­че­ский отдел обо­ня­тель­ной сен­сор­ной си­сте­мы;
3) кора за­ты­лоч­ных долей боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга;
4) обо­ня­тель­ные цен­тры коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга.
38.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных при­ме­ров в трех ак­тив­нее ра­бо­та­ет один из от­де­лов ве­ге­та­тив­ной (ав­то­ном­ной) нерв­ной

си­сте­мы (ВНС). Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, в ко­то­ром ак­тив­нее ра­бо­та­ет дру­гой отдел ВНС:

1) из-за вне­зап­но­го силь­но­го ис­пу­га у че­ло­ве­ка пе­ре­сох­ло во рту;
2) ули­чен­ный в спи­сы­ва­нии уче­ник по­блед­нел, серд­це­би­е­ние у него стало уча­щен­ным;
3) во время греб­но­го сла­ло­ма спортс­мен раз­вил вы­со­кую ско­рость, он вы­ры­ва­ет­ся в ли­де­ры;
4) после не­сколь­ких глу­бо­ких и уси­лен­ных ды­ха­тель­ных дви­же­ний у ис­пы­ту­е­мо­го на­блю­да­ет­ся за­мед­ле­ние пуль­са.
39.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний А  — В (сим­вол «+» обо­зна­ча­ет поль­зу от вза­и­мо­дей­ствия для вида, сим­вол «-»  — от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние, сим­вол «0»  — от­сут­ствие зна­чи­мых по­след­ствий). Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

1.  под­берёзовик и берёза;

2.  рыжий и чёрный та­ра­ка­ны, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии;

3.  круп­ные ме­ду­зы и крабы, ко­то­рые живут под зон­ти­ка­ми этих медуз;

4.  щука и вес­ло­но­гие рачки, по­ра­жа­ю­щие жабры и кожу рыбы и пи­та­ю­щи­е­ся за её счёт.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б2В2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Струк­ту­ра клет­ки

A)  ядро

Б)  гли­ко­ка­ликс

B)  ком­плекс Голь­д­жи

Г)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

Функ­ция

1)  осмо­ре­гу­ля­ция

2)  ре­цеп­ция, узна­ва­ние

3)  об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

4)  син­тез ли­пи­дов и уг­ле­во­дов

5)  хра­не­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1.

41.  
i

Ука­жи­те, ка­ки­ми циф­ра­ми на схе­мах эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жи­вот­но­го (на при­ме­ре лан­цет­ни­ка) обо­зна­че­ны:

A)  га­стро­пор;

Б)  бла­сто­дер­ма;

B)  пер­вич­ная кишка

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2.

42.  
i

В ла­бо­ра­то­рии сту­ден­ты изу­ча­ют мо­но­со­мию. В их рас­по­ря­же­нии име­ет­ся семь об­раз­цов кле­ток рас­те­ний (роза, слива, фа­соль), со­дер­жа­щих раз­ное ко­ли­че­ство хро­мо­сом:

1)  25; 2) 13; 3) 15; 4)88; 5) 47; 6) 49; 7) 21.

 

Ука­жи­те но­ме­ра трех об­раз­цов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми дан­но­го ис­сле­до­ва­ния, если из­вест­но, что га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом у розы равен 7, у сливы  — 24, у фа­со­ли  — 11 и каж­дый мо­но­со­мик об­ра­зо­вал­ся в ре­зуль­та­те му­та­ции по одной паре хро­мо­сом.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

43.  
i

Уча­сток одной цепи мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 150 генов. Каж­дый ген вклю­ча­ет про­мо­тор из 180 нук­лео­ти­дов, за­ко­ди­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию о 225 ами­но­кис­ло­тах, 2 участ­ка, не не­су­щие ин­фор­ма­цию о син­те­зе белка, по 71 нук­лео­ти­ду каж­дый и тер­ми­на­тор из 1 три­пле­та. Рас­счи­тай­те, сколь­ко се­кунд по­на­до­бит­ся для ре­пли­ка­ции этого

участ­ка цепи мо­ле­ку­лы ДНК, если ДНК-по­ли­ме­ра­за дви­жет­ся со ско­ро­стью 500 нм в се­кун­ду, а ли­ней­ная длина

од­но­го нук­лео­ти­да равна 0,34 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

44.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с длин­ным хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Вы­бе­ри­те два при­зна­ка, от­ли­ча­ю­щие амебу обык­но­вен­ную от эв­гле­ны зе­ле­ной:

 

 

1)  по­ло­вой про­цесс  — конъ­юга­ция;

2)  ав­то­ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния;

3)  раз­мно­жа­ет­ся путем де­ле­ния клет­ки на­двое;

4)  от­сут­ству­ет све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок  — стиг­ма;

5)  дви­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся при по­мо­щи лож­но­но­жек;

6)  не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через по­ро­ши­цу;

7)  вы­де­ле­ние воды и рас­тво­рен­ных ве­ществ про­ис­хо­дит через со­кра­ти­тель­ную ва­ку­оль.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

46.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те камыш озер­ный, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга) шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Камыш;

2)  тип Око­ло­вод­ные;

3)  цар­ство Рас­те­ния;

4)  отряд Сит­ни­ко­вые;

5)  класс Од­но­доль­ные;

6)  се­мей­ство Осо­ко­вые;

7)  вид Камыш озер­ный;

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 523146.

47.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те так­сон, к ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит:

Жи­вот­ное

A)  клещ со­ба­чий

Б)  бо­ко­плав Пал­ла­са

B)  ак­ти­ния кор­ко­вая

Г)  пи­яв­ка ме­ди­цин­ская

Д)  кре­сто­вик обык­но­вен­ный

Так­сон

1)  тип Мол­люс­ки

2)  тип Плос­кие черви

3)  класс Ра­ко­об­раз­ные

4)  отряд Пря­мо­кры­лые

5)  отряд Жест­ко­кры­лые

6)  тип Коль­ча­тые черви

7)  класс Па­у­ко­об­раз­ные

8)  тип Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

48.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую осо­бен­но­сти стро­е­ния его кро­ве­нос­ной си­сте­мы:

 

Жи­вот­ноеСхема стро­е­ния кро­ве­нос­ной си­сте­мы
1234

A)  осётр

Б)  выдра

B)  сар­ди­на

Г)  дель­фин

Д)  чер­па­ха

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А4Б4ВЗГ2Д2.

49.  
i

Ука­жи­те две пра­виль­но со­став­лен­ные пары, вклю­ча­ю­щие гор­мон и след­ствие его из­бы­точ­ной про­дук­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  фиб­ри­но­ген  — ге­мо­фи­лия;

2)  со­ма­то­тро­пин  — ги­ган­тизм;

3)  ин­су­лин  — са­хар­ный диа­бет;

4)  кор­ти­зол  — брон­зо­вая бо­лезнь;

5)  ме­ла­но­тро­пин  — от­сут­ствие пиг­мен­та в клет­ках кожи;

6)  ад­ре­на­лин  — устой­чи­вое уве­ли­че­ние ча­сто­ты и силы сер­деч­ных со­кра­ще­ний.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

50.  
i

При под­го­тов­ке па­ци­ен­та к хи­рур­ги­че­ской опе­ра­ции мед­пер­со­нал на­блю­дал за ра­бо­той его серд­ца в те­че­ние

48 часов. Серд­це че­ло­ве­ка со­кра­ща­лось в сред­нем 75 раз в ми­ну­ту. Под­счи­тай­те, сколь­ко часов за дан­ный пе­ри­од

вре­ме­ни при таком ритме пред­сер­дия на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии си­сто­лы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.